В этом уроке мы создадим простую викторину в Scratch, используя переменные, условия и циклы. Викторина может быть использована для проверки знаний друзей, одноклассников или для развлечения.
Планирование и подготовка
Перед началом программирования, важно составить план. Наш алгоритм будет простым: нажатие цифры на клавиатуре будет вызывать соответствующий вопрос. Ответ пользователя будет проверяться, и выводится сообщение о правильности ответа. Используем уже знакомого героя – мальчика Сашу. Уменьшим его размер. Фон оставим белым. В области редактирования скриптов будет несколько скриптов, запускаемых нажатием клавиш.
Создание скриптов
Вместо стандартного блока «при нажатии зеленого флажка», будем использовать блок «когда клавиша нажата». Каждый скрипт будет обрабатывать нажатие определённой клавиши и содержать один вопрос. Спрайт будет скрываться после каждого вопроса, используя блоки «спрятаться» и «показаться» из категории «Внешний вид».
Вопрос 1 (клавиша «1»)
- Блок «спросить и ждать»: Из категории «Сенсоры». Поставим галочку рядом с переменной «ответ». Зададим вопрос: «Что в огне не горит и в воде не тонет?». Правильный ответ – «лёд».
- Блок «если…то…иначе»: Из категории «Управление». Условие: ответ = "лёд" (из категории «Операторы»).
- Вывод результата: При верном ответе, спрайт скажет «Ответ верный!» (блок «говорить…секунд» из категории «Внешний вид»). В противном случае, скажет «Ответ неверный!».
Вопрос 2 (клавиша «2»)
В этом скрипте:
- Клавиша нажатия – «2».
- Вопрос: «Что можно видеть закрытыми глазами?».
- Правильный ответ: «сон».
- Добавлена дополнительная попытка: если ответ неверный, вопрос задаётся повторно. Часть кода, отвечающая за задавание вопроса, продублирована и помещена в блок «иначе». Добавлено сообщение «Ответ неверный. Попробуйте ещё раз.» перед повторным задаванием вопроса. Блок «спрятаться» добавлен в конце скрипта.
Вопрос 3 (клавиша «3»)
В этом скрипте:
- Клавиша нажатия – «3».
- Вопрос: «Сколько будет 2 + 2 * 2?».
- Правильный ответ: «6».
- Добавлено три попытки. При каждой неправильной попытке, выводится сообщение о количестве оставшихся попыток («Ответ неверный. Осталось две попытки.», «Ответ неверный. Осталась одна попытка.»). При третьей неправильной попытке, выводится сообщение «Попыток больше нет.».
Мы создали простую викторину в Scratch, используя дублирование скриптов для повышения эффективности. Существует множество вариантов алгоритмов для создания викторин, и каждый может придумать свой собственный.