ИИ в играх: как он работает и что делает

За последние десятилетия индустрия компьютерных игр прошла огромный путь, от простейших игр, таких как Пинг-Понг и Pac-Man, до мощных проектов, подобных World of Warcraft и Call of Duty 4. Рассмотрим искусственный интеллект (ИИ) в играх и принципы его работы.

Основы ИИ в играх

На базовом уровне ИИ в играх — это моделирование поведения других игроков или объектов. Это скорее искусственность, нежели интеллект. Система ИИ может быть простой, представляя собой набор правил, или сложной, управляя армией в масштабной стратегии.

Традиционные исследования ИИ направлены на создание настоящего интеллекта. Проекты, подобные Kismet из Массачусетского технологического института, стремятся создать ИИ, способный к обучению, социальному взаимодействию и проявлению эмоций. Однако в играх подлинный ИИ не требуется. Игровой ИИ не должен обладать чувствами и самосознанием, ему не нужно обучаться вне игрового процесса. Его цель — имитировать разумное поведение и предоставлять игроку убедительную задачу.

Роли ИИ в играх

ИИ может исполнять различные роли:

  • Управление по правилам: определяет поведение объектов в игровом мире.
  • Сценарные события: например, появление пугающих персонажей, предвещающих события.
  • Управление компьютерными персонажами: в многопользовательских играх различные роли может исполнять один ИИ.

Требования к ресурсам ИИ зависят от сложности: базовый уровень требует лишь времени работы процессора, более сложные системы нуждаются в анализе игровой среды, отслеживании действий игрока и оценке предыдущих решений. В любом случае для создания ИИ потребуется написание кода.

Типы систем ИИ

Система на основе правил

Это простейшая форма ИИ, далекая от настоящего искусственного интеллекта. Заранее заданные алгоритмы определяют поведение игровых объектов, но результат может быть предсказуем. Классический пример — игра Pac-Man, где игрок преследуется привидениями, каждое из которых подчиняется простому набору правил.

Конечный автомат

Это машина с конечным числом состояний, моделирующая объект с различными состояниями. Каждое состояние может представлять физические условия или набор эмоций объекта. Реализовать конечный автомат можно с помощью переменных или указателей функций (на языках C или C++).

Адаптивный ИИ

В играх, требующих большего разнообразия и динамики, используется адаптивный ИИ. Он часто применяется в боевых и стратегических играх. Система ИИ регистрирует выбор игрока, оценивает прошлые решения и использует эту информацию для выбора оптимальной тактики. В играх с поддержкой игроков адаптивный ИИ может приспосабливаться к стилю игры пользователя.

Искусственный интеллект в играх принимает различные формы, от простых наборов правил до сложных адаптивных систем. Выбор подхода зависит от требований игры и желаемого уровня сложности.

Что будем искать? Например,программа