Эффективное обучение: гайд для новичков

Процесс обучения чему-либо без предшествующего опыта занимает длительное время. Речь пойдёт о долгосрочном обучении: программирование, иностранные языки, работа с графикой – всё это требует многих часов практики и построения новых нейронных связей. Это долгосрочные проекты, требующие системного подхода, который, скорее всего, придётся выстраивать самостоятельно. Личный опыт – наилучший учитель. Однако принципы, изложенные ниже, применимы к любой эффективной системе обучения.

Стратегия обучения: уменьшение энтропии

Обучение – это уменьшение неосведомлённости (энтропии) относительно изучаемого предмета. Энтропия – это уровень беспорядка. Смешанные детали конструкторов LEGO и пазлы – максимальная энтропия. Собраны по инструкции – нулевая. В процессе обучения вы узнаёте всё больше, открывая новые «пазлы». Изначально непонятно, как из отдельных деталей получится цельная картина. Вы постепенно узнаёте больше, и может показаться, что вы ничего не понимаете. Ухудшение понимания – признак правильного пути, просто открыто недостаточно «пазлов», и вы избавились от ложных представлений.

Эффект Даннинга-Крюгера и неожиданности обучения

Эффект Даннинга-Крюгера: новичок после пары видео или книги считает себя экспертом, поскольку чувствует себя значительно умнее, чем раньше. В процессе обучения неизбежны неожиданности. Например, игра на скрипке – все представляют красивый звук, но не думают о мозолях. В программировании – это деплой проекта на облачных серверах.

Реальность обучения vs. ожидания

В начале кажется, что вы знаете, как действовать. Это иллюзия. Вопрос «Стану ли я программистом, если буду учиться по 2 часа в день?» абсурден. Всё зависит от знаний и метода обучения. Средний человек концентрируется 2-3 часа. Важно заниматься столько, сколько вы можете. Главное – интерес к обучению. Занятия через силу приведут к выгоранию.

Повторение материала

Для качественного обучения нужно возвращаться к началу, к «чистому листу». Потеря времени – просмотр низкокачественного контента, а не повторное изучение материала. Повторение – важное правило. Материал не запомнится с первого раза. Практика – критерий истины. Прочтите или посмотрите материал, вернитесь к нему через 3 дня – вы удивитесь, сколько нового услышите.

Ограниченность знаний и эффективность

У вас не хватит времени на всё. Не пытайтесь. Имитация бурной деятельности – следствие школьной системы, где важно что-то сделать, чтобы учитель отстал. Важно получать максимум результата при минимуме усилий. Правило 80/20 (20% усилий – 80% результата) – наблюдение, а не закон. В начале прогресс быстрый, затем замедляется. Ожидание линейности – причина фрустрации. Линейность – это когда на единицу действия ожидается пропорциональный результат. Это работает только у новичков. Позже придётся учиться без мгновенного результата.

Перфекционизм и метод Фейнмана

Перфекционизм – это постоянная подготовка вместо действия. Выбор языка, IDE, фреймворка – нормальные этапы, но только если заканчиваются началом работы. Эффективный способ – метод Фейнмана: после изучения материала объясните его кому-то (друг, видео, блог). Объясняя, выявите пробелы в знаниях – ваши точки роста.

Качество vs. количество

Бессмысленно зубрить неприменимую информацию. Ваш мозг отбросит её. Бессмысленно читать много книг, не вникая в суть. Важно качественное погружение. Цель – результат, а не имитация деятельности. Принцип обратной связи должен быть главным.

Маленькие проекты и синдром самозванца

Программистам советуют писать подпроекты, но часто они делаются лишь для видимости. Лучше делать очень маленькие программы (за 1-3 дня). Пользы может быть мало, но вы научитесь делать то, что запланировали. Если не знаете, что писать – решайте задачи на LeetCode. Это применимо и к другим сферам. На короткой дистанции прогресс может быть незаметен, но он есть. После достижения чего-то может возникнуть синдром самозванца. Это деструктивная мысль. Не надо знать всё. Если вы чего-то не знаете – скажите «не знаю».

Обучение – долгий процесс. Важно работать продуктивно, получать результат и использовать принцип обратной связи.

Что будем искать? Например,программа