Работа с числами с плавающей точкой
Создадим программу, получающую число с плавающей точкой от пользователя. Используем переменную типа float:
float userInput;
Получим значение от пользователя с помощью Console.ReadLine(), преобразуем его в float и присвоим переменной:
userInput = float.Parse(Console.ReadLine());
Console.ReadLine() возвращает строку (string). Для присваивания значению типа float необходима конвертация. float.Parse() выполняет это преобразование. Convert.ToInt32() преобразует строку в целое число (int).
Обратите внимание на различие между использованием точки и запятой при вводе чисел с плавающей точкой: в программе используется точка, а при вводе с клавиатуры — запятая.
Вывод информации на экран осуществляется с помощью Console.WriteLine():
Console.WriteLine("Введите число с точкой:");
Console.WriteLine($"Переменная: {userInput}");
Код можно упростить, создавая и инициализируя переменную в одной строке:
float userInput = float.Parse(Console.ReadLine());
Математические операции
Создадим переменную result для хранения результатов:
float result;
Основные арифметические операции
Выполним основные операции:
result = userInput + 10f; // Сложение
result = userInput - 5f; // Вычитание
result = userInput * 2f; // Умножение
result = userInput / 2f; // Деление
Обратите внимание на суффикс f у числовых литералов, указывающий тип float.
Остаток от деления
Оператор % используется для получения остатка от деления:
result = userInput % 2f;
Эти операции работают с числами с плавающей точкой (float, double) и целыми числами (int, short, byte и др.).
Сокращенные операции
Существуют сокращенные варианты записи:
result += 5f; // Эквивалентно result = result + 5f;
result -= 2f; // Эквивалентно result = result - 2f;
result *= 2f; // Эквивалентно result = result * 2f;
result /= 2f; // Эквивалентно result = result / 2f;
Операторы инкремента и декремента:
result++; // result = result + 1;
result--; // result = result - 1;
Встроенные математические функции
Для использования встроенных функций необходимо указать пространство имен System:
using System;
Константы
Например, константа числа Пи:
Console.WriteLine($"Число Пи: {Math.PI}");
Константа числа Эйлера:
Console.WriteLine($"Число Эйлера: {Math.E}");
Модуль числа
Math.Abs() возвращает абсолютное значение:
Console.WriteLine($"Модуль числа: {Math.Abs(-20)}");
Округление чисел
Функции округления:
Console.WriteLine($"Округление к большему: {Math.Ceiling(4.11)}");
Console.WriteLine($"Округление к меньшему: {Math.Floor(4.99)}");
Console.WriteLine($"Округление: {Math.Round(4.56)}");
Тригонометрические функции
Класс Math содержит функции для вычисления косинуса, синуса и других тригонометрических функций.
Минимальное и максимальное значения
Math.Min() и Math.Max() находят минимальное и максимальное значения:
Console.WriteLine($"Минимальное значение: {Math.Min(5, 0)}");
Console.WriteLine($"Максимальное значение: {Math.Max(5, 0)}");
Возведение в степень
Math.Pow() возводит число в указанную степень:
Console.WriteLine($"5 в квадрате: {Math.Pow(5, 2)}");
Класс Math содержит множество других функций. Более подробную информацию можно найти в официальной документации.
Приложение: Площадь круга
Создадим приложение для вычисления площади круга:
Console.WriteLine("Введите радиус круга:");
double radius = Convert.ToDouble(Console.ReadLine());
double area = Math.PI * Math.Pow(radius, 2);
Console.WriteLine($"Площадь круга с радиусом {radius:0.00} равна {area:0.00}");
Это приложение демонстрирует применение математических операций и функций.
В этом уроке рассмотрены основные математические операции и функции в C#. Использование переменных и типов данных — неотъемлемая часть программирования. Продолжайте практиковаться и изучайте новые функции.