Анти-SOLID в C#: когда чистый код вредит

Изучение принципов SOLID часто приводит к проблеме их догматического следования. Многие разработчики создают программы из множества крошечных классов, по одной-двум строкам кода каждый. Это ухудшает качество кода. Однако, принципы SOLID сами по себе хороши и, будучи правильно применены, позволяют решать проблемы на ранних этапах проектирования, служа отличным ориентиром в разработке.

Принципы SOLID: краткий обзор

SOLID — это пять принципов, имеющих различные трактовки, но в целом описывающих важные аспекты проектирования ПО:

  • SRP (Single Responsibility Principle — Принцип единственной ответственности): Класс должен иметь только одну ответственность. Множество инвариантов указывают на необходимость разделения класса. Слабая связанность и низкая сцеплённость — желательные качества.
  • OCP (Open/Closed Principle — Принцип открытости/закрытости): Модуль должен быть открыт для расширения, но закрыт для изменения. Это достигается, например, с помощью шаблонов проектирования, позволяющих переопределять поведение без изменения базового класса.
  • LSP (Liskov Substitution Principle — Принцип подстановки Лисков): Производный класс не должен нарушать контракт базового класса. Если базовый класс имеет определённый интерфейс и тесты, то все производные классы должны проходить эти тесты.
  • ISP (Interface Segregation Principle — Принцип разделения интерфейса): Не следует запрашивать больше, чем необходимо. Интерфейсы должны быть небольшими и специализированными. Не должно быть крупных интерфейсов с множеством ненужных возможностей.
  • DIP (Dependency Inversion Principle — Принцип инверсии зависимостей): Не следует нарушать абстракции и зависеть от ненужных слоёв. Принцип тесно связан с инверсией управления и управлением зависимостями.

Анти-SOLID: когда принципы вредят

Бесдумное следование принципам SOLID приводит к негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них:

  • Принцип размытой ответственности: Чрезмерное дробление кода на мелкие классы приводит к тому, что логика размазывается по множеству модулей. Видим деревья, но не видим леса. В таких случаях могут помочь фасады и агрегаторы. Иногда простое решение эффективнее сложной объектной композиции.
  • Принцип фабрики фабрик: Чрезмерное обобщение и большое число уровней абстракции. Система становится слишком гибкой, что затрудняет поддержку. Система должна быть в некоторой степени монолитной и стабильной.
  • Анти-LSP: Чрезмерное или полное отсутствие наследования. Неправильное использование наследования приводит к нарушению инвариантов базового класса. Догматичное следование правилу «предпочитать композицию наследованию» может быть вредным.
  • Принцип тысячи интерфейсов: Разбиение интерфейсов на слишком большое количество мелких частей делает их неудобными в использовании. Каждый публичный метод или свойство класса не обязательно должны иметь свой интерфейс.
  • Анти-DIP: Чрезмерное использование абстракций и инверсии зависимостей приводит к непонятной структуре кода. Слепое стремление избежать работы напрямую с объектами ухудшает читаемость и поддерживаемость.

Принципы SOLID — ценный инструмент, но не панацея. Важно понимать, когда их следование полезно, а когда приводит к ухудшению качества кода. Анти-SOLID принципы помогают определить грань между разумным применением и перебором. Необходимо подходить к проектированию взвешенно, избегая крайностей.

Что будем искать? Например,программа