Переменные и структуры данных
Важным понятием в программировании являются структуры данных – программные единицы для хранения и обработки данных. Простейшая структура данных – переменная, хранящая одно значение определенного типа. Существуют и другие, более сложные структуры: массивы (для наборов значений) и классы (для больших, сложных объектов). В этом уроке рассмотрим переменные. Эта концепция присутствует во всех языках программирования, от ассемблера до C++, который мы будем использовать для демонстрации. C++ позволяет наглядно продемонстрировать основные принципы работы с переменными, будучи при этом относительно простым языком.
Настройка среды разработки
Для программирования на C++ подойдёт любая поддерживающая его IDE. Рекомендуем Visual Studio Community (Windows) или Xcode (macOS). Инструкции по установке можно найти в интернете. После установки необходимо создать новый пустой консольный проект на C++. Весь код будет располагаться внутри функции main.
Что такое переменная?
Переменная – ячейка памяти, содержащая информацию, с которой можно работать: извлекать значение, выводить на экран или использовать в вычислениях.
Создание переменной в C++ включает три шага:
- Указание типа данных.
- Указание имени переменной (одно английское слово без специальных символов).
- Присвоение значения.
Каждая строка кода завершается точкой с запятой (;).
Типы данных в C++
Рассмотрим основные типы данных:
- short: 2 байта. Диапазон значений приблизительно от -32767 до 32768.
- int: 4 байта. Диапазон значений приблизительно от -2 миллиардов до 2 миллиардов. Рекомендуется для целых чисел.
- long: 8 байта. Для очень больших чисел (триллионы). Использование для малых чисел неэффективно.
- byte: В классическом C++ этот тип данных отсутствует.
Пример:
short Number = 3233; // Переменная типа short
Вывод значения на экран осуществляется с помощью std::cout:
#include <iostream> // подключение библиотеки для ввода/вывода
int main() {
short Number = 3233;
std::cout << Number << std::endl; // Вывод значения переменной
return 0;
}
Программа резервирует место в памяти, записывает туда значение и позволяет обращаться к нему по имени переменной.
Другие типы данных
Кроме целых чисел, существуют типы для других данных:
- float: Числа с плавающей точкой (с дробной частью). 4 байта.
- double: Числа с плавающей точкой двойной точности. 8 байт.
- char: Символы (один символ в одинарных кавычках). 1 байт (код символа ASCII).
- bool: Логический тип. Значения true (1) или false (0). 1 байт.
Примеры:
float price = 19.99;
double bigNumber = 1234567890.123456789;
char letter = 'A';
bool isHappy = true;
Мы изучили основы работы с переменными и типами данных в C++. Переменные позволяют хранить данные в памяти и использовать их в программе. Объём памяти, занимаемый переменной, зависит от её типа. В других языках (Python, JavaScript, PHP) типы данных часто определяются автоматически, но основная концепция остается неизменной.