ЕГЭ Информатика 2024: Разбор задания 14 (системы счисления)

Разбор задания 14 демоверсии ЕГЭ по информатике 2024 года. Задание повышенного уровня сложности, проверяющее знание позиционных систем счисления. На его выполнение отводится 3 минуты. Рассмотрим обе предложенные в демоверсии формулировки.

Задание 1: Арифметическое выражение в системе счисления с основанием 19

В задании представлено арифметическое выражение, записанное в системе счисления с основанием 19. Неизвестная цифра X входит в состав операндов. Необходимо определить наибольшее значение X, при котором значение выражения кратно 18. Затем нужно вычислить частное от деления значения выражения на 18 и указать его в десятичной системе счисления.

Для решения необходимо перебрать все цифры алфавита 19-ричной системы счисления (0-9, a-c). Каждая цифра подставляется вместо X, операнды переводятся в десятичную систему счисления, вычисляется их сумма, и проверяется её кратность 18.

Поскольку основание системы счисления (19) меньше 36, для перевода в десятичную систему счисления можно использовать встроенную функцию. При основании большем 36 потребуется иной подход.

Алгоритм решения:

  1. Перечислить все цифры 19-ричной системы счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, a, b, c.
  2. Организовать цикл перебора этих цифр.
  3. Внутри цикла:
    • Подставить текущую цифру вместо X в арифметическом выражении.
    • Перевести операнды из 19-ричной системы в десятичную с помощью строк: int(str_operand, 19), где str_operand — строка, содержащая операнд.
    • Вычислить сумму операндов в десятичной системе.
    • Проверить кратность суммы 18 (остаток от деления на 18 должен быть 0).
    • Если условие кратности выполнено, вывести частное от деления суммы на 18.

Результат выполнения программы: наибольшее значение X, удовлетворяющее условию, и вычисленное частное (например, 469 341 148).

Задание 2: Перевод из десятичной системы в систему счисления с основанием 25

Задано арифметическое выражение в десятичной системе счисления. Требуется определить количество значащих нулей в записи результата в системе счисления с основанием 25.

Арифметическое выражение: 3 * 3125<sup>8</sup> + 2 * 625<sup>7</sup> — 4 * 625<sup>6</sup> + 3 * 125<sup>5</sup> — 2 * 25<sup>4</sup> — 2024

Для решения необходимо:

  1. Вычислить значение арифметического выражения в десятичной системе.
  2. Перевести полученное число в систему счисления с основанием 25 (последовательно брать остаток от деления на 25 и целую часть от деления на 25).
  3. Подсчитать количество нулей среди цифр полученного 25-ричного числа.

Алгоритм решения:

  1. Вычислить значение арифметического выражения и сохранить его в переменной F.
  2. Инициализировать счётчик нулей count = 0.
  3. Использовать цикл while F > 0:
    • Найти остаток от деления F на 25.
    • Если остаток равен 0, увеличить count.
    • Обновить F как целую часть от деления на 25 (F //= 25).
  4. Вывести значение count.

Результат выполнения алгоритма: количество значащих нулей в 25-ричной записи числа (например, 9).

Рассмотренные задания демонстрируют необходимость глубокого понимания позиционных систем счисления и умения выполнять арифметические операции в различных системах. Решение задач требует не только знания теории, но и умения применять алгоритмический подход к обработке данных.

Что будем искать? Например,программа