Что такое цикл?
Циклы присутствуют повсюду: день сменяет ночь, недели следуют друг за другом, времена года циклически повторяются. Постоянно меняющаяся последовательность действий – это цикл.
Пример: распорядок дня. Мы просыпаемся, умываемся, завтракаем, идём в школу (уроки), обедаем, возвращаемся домой, занимаемся дополнительными делами, делаем уроки, ужинаем и ложимся спать. Повторение этих действий – это цикл.
В программировании цикл – это повторяющийся блок команд. Ранее мы создавали скрипт, где спрайт перемещался на несколько шагов и останавливался. Цикл позволяет ему повторять это действие.
Пример: танцующая балерина
Рассмотрим балерину. Её танец – это непрерывное повторение движений.
Выберем спрайт балерины и разместим её в центре сцены. У балерины четыре костюма. Напишем код для последовательной смены костюмов с паузами для визуализации:
Код:
- Событие: Когда флаг нажат
- Внешний вид: Изменить костюм на 1
- Управление: Ждать 0.2 секунды
- Внешний вид: Изменить костюм на B
- Управление: Ждать 0.2 секунды
- Внешний вид: Изменить костюм на C
- Управление: Ждать 0.2 секунды
- Внешний вид: Изменить костюм на D
Чтобы балерина постоянно меняла костюмы, используем блок «повторять всегда». Этот блок, подобно фигурной скобке, объединяет команды, которые должны повторяться.
Мини-игра: Космонавт и звёзды
Создадим мини-игру: космонавт уворачивается от падающих звёзд. Добавим фон и спрайты: космонавта и три звезды (можно продублировать существующую звезду).
Космонавт
Код:
- Событие: Когда флаг нажат
- Управление: Повторять всегда
- Управление: Ждать 0.5 секунды
- Движение: Перейти к указателю мыши
Космонавт будет следовать за курсором мыши.
Звёзды
Код для каждой звезды (с вариацией задержки для создания эффекта неодновременного падения):
- Событие: Когда флаг нажат
- Управление: Повторять всегда
- Внешний вид: Показаться
- Движение: Перейти в точку (начальная позиция)
- Движение: Плыть (1 секунда) в точку (конечная позиция)
- Внешний вид: Спрятаться
- Управление: Ждать 1 секунду (для крайних звёзд)
Программа готова. Звёзды падают, игрок управляет космонавтом мышью, уворачиваясь от них.