Scratch для детей: Циклы в программировании (Урок 3)

Что такое цикл?

Циклы присутствуют повсюду: день сменяет ночь, недели следуют друг за другом, времена года циклически повторяются. Постоянно меняющаяся последовательность действий – это цикл.

Пример: распорядок дня. Мы просыпаемся, умываемся, завтракаем, идём в школу (уроки), обедаем, возвращаемся домой, занимаемся дополнительными делами, делаем уроки, ужинаем и ложимся спать. Повторение этих действий – это цикл.

В программировании цикл – это повторяющийся блок команд. Ранее мы создавали скрипт, где спрайт перемещался на несколько шагов и останавливался. Цикл позволяет ему повторять это действие.

Пример: танцующая балерина

Рассмотрим балерину. Её танец – это непрерывное повторение движений.

Выберем спрайт балерины и разместим её в центре сцены. У балерины четыре костюма. Напишем код для последовательной смены костюмов с паузами для визуализации:

Код:

  1. Событие: Когда флаг нажат
  2. Внешний вид: Изменить костюм на 1
  3. Управление: Ждать 0.2 секунды
  4. Внешний вид: Изменить костюм на B
  5. Управление: Ждать 0.2 секунды
  6. Внешний вид: Изменить костюм на C
  7. Управление: Ждать 0.2 секунды
  8. Внешний вид: Изменить костюм на D

Чтобы балерина постоянно меняла костюмы, используем блок «повторять всегда». Этот блок, подобно фигурной скобке, объединяет команды, которые должны повторяться.

Мини-игра: Космонавт и звёзды

Создадим мини-игру: космонавт уворачивается от падающих звёзд. Добавим фон и спрайты: космонавта и три звезды (можно продублировать существующую звезду).

Космонавт

Код:

  1. Событие: Когда флаг нажат
  2. Управление: Повторять всегда
  3. Управление: Ждать 0.5 секунды
  4. Движение: Перейти к указателю мыши

Космонавт будет следовать за курсором мыши.

Звёзды

Код для каждой звезды (с вариацией задержки для создания эффекта неодновременного падения):

  1. Событие: Когда флаг нажат
  2. Управление: Повторять всегда
  3. Внешний вид: Показаться
  4. Движение: Перейти в точку (начальная позиция)
  5. Движение: Плыть (1 секунда) в точку (конечная позиция)
  6. Внешний вид: Спрятаться
  7. Управление: Ждать 1 секунду (для крайних звёзд)

Программа готова. Звёзды падают, игрок управляет космонавтом мышью, уворачиваясь от них.

Что будем искать? Например,программа