Альтернативы Unity: лучшие движки для новичков

Новая политика лицензирования Unity вызвала бурную реакцию среди разработчиков. Рассмотрим альтернативные движки для разработчиков, желающих мигрировать с Unity.

Что вызвало шумиху вокруг Unity?

Unity долгое время был одним из самых популярных игровых движков. Начав с macOS и iOS, он быстро завоевал Windows и консоли. К середине 2010-х годов игры на Unity появлялись в инди-сегменте и в крупных AAA-проектах.

В 2022 году Unity анонсировала новую политику лицензирования, основанную на «runtime fee» – плате за установки. С 1 января 2023 года разработчики должны были платить налог за установки сверх лимита (200 000 для бесплатной и плюсовой версий, 1 000 000 для Pro и Enterprise). Сумма налога зависела от количества установок и рынка сбыта.

Реакция сообщества и откат Unity

Сообщество разработчиков возмутило введение платы и способ её введения. Пояснения Unity были расплывчатыми. Остался без ответа вопрос о взаимодействии с подписочными сервисами (Xbox Game Pass, PlayStation Plus). Для подсчета установок планировалось использовать алгоритм, встраиваемый в игру, что вызывало опасения по поводу безопасности данных. Сильнее всего пострадали бы разработчики мобильных free-to-play игр.

Unity утверждала, что 90% клиентов не пострадают, но это звучало неубедительно. Компания предложила разработчикам перевести рекламу на LevelPlay, собственную рекламную сеть. Вскрылись изменения в лицензионном соглашении, убравшие пункт о старых условиях.

Реакция была бурной: студии отменяли проекты на Unity; прозвучали призывы к бойкоту; акции Unity рухнули. К протесту присоединились авторы игр, таких как Cities: Skylines и Cult of the Lamb.

Альтернативные игровые движки

Переход на новый движок – сложная задача. Однако, многие движки имеют схожесть с Unity, что облегчает переход.

Популярные движки, похожие на Unity

  • Godot: Бесплатный движок с открытым исходным кодом. Основной язык – GDScript (похожий на Python), но поддерживается и C#. Использует нодовую систему, удобную и интуитивную. Обладает хорошей документацией и активным сообществом.
  • Unreal Engine: Стандарт индустрии AAA, но всё чаще используется и в инди-разработке. Предлагает дружелюбную систему лицензирования (без роялти до миллиона долларов дохода) и регулярные раздачи ассетов. Сложнее в освоении, использует C++, но есть система визуального программирования Blueprint.
  • GameMaker: Современные версии стали мощнее, но функционал некоторых движков превосходит GameMaker. Язык программирования GameMaker Language напоминает C# и C++, но ориентирован на новичков.

Бесплатные движки

  • Defold: Бесплатный движок с открытым исходным кодом, приобретенный King в 2013 году. Лучше подходит для 2D-игр, использует Lua.
  • Stride: Бесплатный движок с открытым исходным кодом, использующий C#. Развивается медленнее, чем хотелось бы, но предлагает множество демонстрационных проектов.
  • Cocos2d: Бесплатный 2D-движок, популярный за пределами Азии. Использует JavaScript или TypeScript. Простой в освоении, но с небольшим количеством обучающих материалов.

Другие движки

  • FLAX Engine: Активно развивающийся движок с множеством функций (3D-звук, физика), использующий C# или C++. Предоставляет визуальные скрипты. Взимает 4% роялти при доходе свыше 250 000 долларов в квартал.
  • Construct: Удобная система визуального программирования, использующая JavaScript. Ориентирован на новичков и 2D-игры.
  • GDevelop: Похож на Construct, ориентирован на простые игры и визуальное программирование. Бесплатный и почти Open Source.
  • Open 3D Engine (O3DE): Возродившийся Lumberyard от Amazon, основанный на CryEngine 3. Мощный движок с потрясающей графикой, но сложный в освоении.

Выбор движка и будущее Unity

Выбор движка зависит от задач, навыков и проекта. Важно изучить примеры проектов, документацию и сообщества. Можно попробовать несколько движков.

Развитие Unity после скандала

18 сентября Unity отменила новую политику лицензирования. Разработчики с бесплатным тарифом Personal освобождены от налога на установки и обязательной заставки, и имеют увеличенный лимит. Разработчики Pro и Enterprise могут выбирать между старой и новой политикой. Новая система предполагает фиксированную плату в 2.5% от дохода.

Однако, действия Unity создали прецедент.

Unity остается качественным продуктом, и спрос на разработчиков Unity сохранится. Выбор альтернативы зависит от индивидуальных потребностей, а освоение нового движка – это возможность для профессионального роста.

Что будем искать? Например,программа