Новая политика лицензирования Unity вызвала бурную реакцию среди разработчиков. Рассмотрим альтернативные движки для разработчиков, желающих мигрировать с Unity.
Что вызвало шумиху вокруг Unity?
Unity долгое время был одним из самых популярных игровых движков. Начав с macOS и iOS, он быстро завоевал Windows и консоли. К середине 2010-х годов игры на Unity появлялись в инди-сегменте и в крупных AAA-проектах.
В 2022 году Unity анонсировала новую политику лицензирования, основанную на «runtime fee» – плате за установки. С 1 января 2023 года разработчики должны были платить налог за установки сверх лимита (200 000 для бесплатной и плюсовой версий, 1 000 000 для Pro и Enterprise). Сумма налога зависела от количества установок и рынка сбыта.
Реакция сообщества и откат Unity
Сообщество разработчиков возмутило введение платы и способ её введения. Пояснения Unity были расплывчатыми. Остался без ответа вопрос о взаимодействии с подписочными сервисами (Xbox Game Pass, PlayStation Plus). Для подсчета установок планировалось использовать алгоритм, встраиваемый в игру, что вызывало опасения по поводу безопасности данных. Сильнее всего пострадали бы разработчики мобильных free-to-play игр.
Unity утверждала, что 90% клиентов не пострадают, но это звучало неубедительно. Компания предложила разработчикам перевести рекламу на LevelPlay, собственную рекламную сеть. Вскрылись изменения в лицензионном соглашении, убравшие пункт о старых условиях.
Реакция была бурной: студии отменяли проекты на Unity; прозвучали призывы к бойкоту; акции Unity рухнули. К протесту присоединились авторы игр, таких как Cities: Skylines и Cult of the Lamb.
Альтернативные игровые движки
Переход на новый движок – сложная задача. Однако, многие движки имеют схожесть с Unity, что облегчает переход.
Популярные движки, похожие на Unity
- Godot: Бесплатный движок с открытым исходным кодом. Основной язык – GDScript (похожий на Python), но поддерживается и C#. Использует нодовую систему, удобную и интуитивную. Обладает хорошей документацией и активным сообществом.
- Unreal Engine: Стандарт индустрии AAA, но всё чаще используется и в инди-разработке. Предлагает дружелюбную систему лицензирования (без роялти до миллиона долларов дохода) и регулярные раздачи ассетов. Сложнее в освоении, использует C++, но есть система визуального программирования Blueprint.
- GameMaker: Современные версии стали мощнее, но функционал некоторых движков превосходит GameMaker. Язык программирования GameMaker Language напоминает C# и C++, но ориентирован на новичков.
Бесплатные движки
- Defold: Бесплатный движок с открытым исходным кодом, приобретенный King в 2013 году. Лучше подходит для 2D-игр, использует Lua.
- Stride: Бесплатный движок с открытым исходным кодом, использующий C#. Развивается медленнее, чем хотелось бы, но предлагает множество демонстрационных проектов.
- Cocos2d: Бесплатный 2D-движок, популярный за пределами Азии. Использует JavaScript или TypeScript. Простой в освоении, но с небольшим количеством обучающих материалов.
Другие движки
- FLAX Engine: Активно развивающийся движок с множеством функций (3D-звук, физика), использующий C# или C++. Предоставляет визуальные скрипты. Взимает 4% роялти при доходе свыше 250 000 долларов в квартал.
- Construct: Удобная система визуального программирования, использующая JavaScript. Ориентирован на новичков и 2D-игры.
- GDevelop: Похож на Construct, ориентирован на простые игры и визуальное программирование. Бесплатный и почти Open Source.
- Open 3D Engine (O3DE): Возродившийся Lumberyard от Amazon, основанный на CryEngine 3. Мощный движок с потрясающей графикой, но сложный в освоении.
Выбор движка и будущее Unity
Выбор движка зависит от задач, навыков и проекта. Важно изучить примеры проектов, документацию и сообщества. Можно попробовать несколько движков.
Развитие Unity после скандала
18 сентября Unity отменила новую политику лицензирования. Разработчики с бесплатным тарифом Personal освобождены от налога на установки и обязательной заставки, и имеют увеличенный лимит. Разработчики Pro и Enterprise могут выбирать между старой и новой политикой. Новая система предполагает фиксированную плату в 2.5% от дохода.
Однако, действия Unity создали прецедент.
Unity остается качественным продуктом, и спрос на разработчиков Unity сохранится. Выбор альтернативы зависит от индивидуальных потребностей, а освоение нового движка – это возможность для профессионального роста.