Российский игровой движок Unigine, разработанный в Томске, демонстрирует впечатляющие графические возможности, превосходящие Unreal Engine при более простом освоении, чем Unity. Он используется более чем 250 компаниями по всему миру в различных отраслях, от космонавтики до нефтедобычи. Однако его присутствие в игровой индустрии остается минимальным. Рассмотрим преимущества, недостатки и перспективы Unigine в GameDev.
История и развитие
Unigine создали томские студенты-программисты Денис Шергин и Александр Запрягаев, публиковавшие технологические демоверсии на frustum.org. Первоначально известный как Universal Engine, движок достиг первой публичной версии 0.3. Создатели позиционировали его как универсальную среду разработки, но версия 0.3 была сырой и плохо оптимизирована. Первые продажи основывались на обещаниях и впечатляющих, но производительных демоверсиях, перепозиционированных впоследствии как бенчмарки. Выпуск Unigine совпал с появлением Unity, что повлияло на разделение рынков. Unity, ориентированный на GameDev и предлагающий доступные инструменты, быстро набрал популярность, тогда как Unigine нашел применение в неигровых областях. Поддержка Linux и высокая графическая производительность при относительно низких системных требованиях стали его отличительными чертами. К 2011 году Unigine достиг стабильной версии, что привело к увеличению числа заказчиков в различных сферах: космонавтика, городское планирование, судоходство, добыча газа и нефти, а также секретные проекты.
Применение в игровой индустрии
До 2010 года игр на Unigine было практически нет (исключение — MMORPG Syndicates of Arcan). Игровая индустрия до сих пор не активно использует этот движок. Среди немногих проектов — Dual Universe, Quest Cradle и разработанная Unigine стратегия Oil Rush (бесплатно в Steam).
Графика и технологии
Unigine всегда демонстрировал впечатляющую графику. В 2010 году на GDC была представлена технодемка Benchmark Heaven, превосходившая по качеству прорисовки света, теней и объемных эффектов Unreal и Cry Engine. Однако отсутствие бесплатной версии SDK и публичного доступа к инструментам разработки ограничивало его распространение в GameDev в отличие от Unity и Unreal, предлагавших бесплатные базовые версии с 2009 года. Универсальность движка, разработанного с учетом различных сценариев применения, также сказалась на производительности.
Unigine 2 и Community SDK
Первая версия Unigine была сложной. После выхода Unigine 2 (2015 год) и смены технического директора, компания сосредоточилась на создании бесплатной версии для игрового сообщества. В 2020 году появился Unigine Community SDK.
Сравнение с конкурентами
Unigine, несмотря на офисы по всему миру, разрабатывается преимущественно в России. По визуальному качеству он сопоставим с Unreal Engine, особенно в прорисовке ландшафтов, воды и облаков. Рабочее пространство похоже на Unity, с быстрым импортом ассетов и удобной работой с окнами. Однако за время существования было создано лишь около десяти игровых проектов.
Преимущества:
- Поддержка C++ и C#: Нативная поддержка популярных языков программирования.
- Ценовая политика: Бесплатное использование для образовательных и некоммерческих проектов, а также для коммерческих проектов с прибылью до $100,000 в год.
- Работа с ландшафтом: Процедурная генерация, редактирование в редакторе, детализация до 1 мм на пиксель.
- Процедурная генерация воды: Реалистичное моделирование волн и береговой линии.
- Система ветра: Реалистичные эффекты ветра.
- Обучающий контент: Видеоуроки на русском языке.
- Демо-проекты с исходным кодом: Изучение основ разработки на примерах.
- Сообщество в Discord: Поддержка от разработчиков и сообщества.
- Поддержка 64-битных координат: Создание огромных виртуальных миров.
- Встроенная физика: Регдоллы, динамическое разрушение, физика тканей и верёвок, взаимодействие с водой.
Недостатки:
- Отсутствие вакансий в игровой индустрии (Россия).
- Ограниченная поддержка платформ: Отсутствие поддержки iOS и Android, а также macOS (с 2017 года).
- Неразвитый магазин ассетов: Небольшой выбор ресурсов и плагинов.
- Отсутствие визуального программирования (на момент обзора): Только для материалов.
- Нехватка неофициального контента: Мало гайдов, туториалов и разборов.
- Отсутствие конкурсов и грантов для инди-разработчиков.
- Перегруженный интерфейс (для новичков).
- Проблемы с анимацией.
Перспективы в GameDev
Unigine — противоречивый движок: мощная технология для сложных профессиональных проектов, но маловостребованная в игровой индустрии. Отсутствие поддержки мобильных платформ и macOS, а также нехватка обучающих материалов, препятствуют его распространению в GameDev. Будущее Unigine в игровой разработке неопределенно и зависит от работы в этом направлении. Рекомендуется начать с участия в гейм-джемах для оценки его удобства и возможностей.