Задания 15 ОГЭ по информатике делятся на два типа: 15.1 и 15.2. Задание 15.1 проверяет умение создавать и выполнять программы для заданного исполнителя, а 15.2 — на универсальном языке программирования (Pascal, Python, C++ и др.).
Выбор задания
Если вы не знакомы с языками программирования или слабо владеете основами синтаксиса, выбирайте задание 15.1. Оно проще и обычно выполняется быстрее, чем 15.2. На выполнение 15.1 отводится около 45 минут, хотя его можно решить значительно быстрее.
Исполнитель «Робот» и среда Кумир
Задание 15.1 предполагает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Рекомендуется использовать среду Кумир. При её отсутствии решение можно записать в текстовом редакторе. Кумир — система программирования для обучения, использующая алгоритмический язык с русской лексикой. Команды интуитивно понятны.
Команды исполнителя «Робот»
Исполнитель «Робот» перемещается по лабиринту на плоскости, разбитой на клетки. Между клетками могут быть стены. Робот имеет девять команд:
- Вверх, вниз, влево, вправо: Перемещение на одну клетку в указанном направлении. Столкновение со стеной приводит к ошибке.
- Закрасить: Закрашивает текущую клетку.
- Сверху свободно, снизу свободно, слева свободно, справа свободно: Проверка наличия стены в указанном направлении.
Условные конструкции и циклы
Используются условные конструкции (если условие то последовательность команд) и логические связки (и, или, не). Цикл пока (цикл с предусловием) повторяет действия, пока условие истинно.
Пример задания 15.1
Условие: На бесконечном поле расположены горизонтальные и вертикальные стены. Длины стен неизвестны. Робот должен закрасить все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикального прохода, не закрашивая сам проход. Робот не должен «разрушиться», а конечное расположение произвольно.
Решение: Для решения используется среда Кумир версии 2.1.0 rc11 (или более поздней). В Кумире создаётся рабочая область, где рисуются стены, и пишется программа на алгоритмическом языке. Для добавления или удаления стен используются соответствующие кнопки. Робот устанавливается в начальную позицию. Программа сохраняется в формате .kum.
Алгоритм решения
Алгоритм использует цикл пока для движения робота вдоль стен и закрашивания клеток. Пример кода:
НАЧАЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОБОТ ц ПОКА справа свободно ВПРАВО КЦ ц ПОКА не справа свободно ЕСЛИ сверху свободно ТО ВВЕРХ ИНАЧЕ ТО ВНИЗ КЦ ЗАКРАСИТЬ КЦ // ... (остальной код для обхода стен) ... КОНЕЦ
Более подробное описание алгоритма может быть представлено дополнительно. Алгоритм должен работать для любой длины стен.
Критерии оценки
За задание 15.1 можно получить до двух баллов. Два балла — за идеально работающий алгоритм, корректно закрашивающий все необходимые клетки для любой длины стен. Один балл — если алгоритм завершается без ошибок, с не более чем десятью лишними или незакрашенными клетками. При ошибке (разрушение робота) баллы не начисляются. Имя файла должно соответствовать формату: 151_номер_варианта.kum (или .txt).
Задание 15.1 ОГЭ по информатике — относительно простое. Рекомендуется выбирать его при недостатке глубоких знаний в программировании. Правильное использование циклов пока и условных конструкций — ключ к успешному выполнению задания.