Scratch Урок 4: Условные конструкции для начинающих

Мы продолжаем изучение программирования в Scratch. Сегодня познакомимся с условными конструкциями.

Условные конструкции

Условия окружают нас повсюду. Примеры:

  • Мама разрешает поиграть в компьютерные игры, только если выполнена домашняя работа.
  • Учитель поставит отличную оценку, если домашняя работа выполнена без ошибок.
  • На пешеходном переходе, регулируемом светофором, мы стоим на красный сигнал и идём только на зелёный.

В Scratch любая программа начинается с события, запускающего скрипт: нажатие флага или кнопки. Кроме того, существует блок «если…то» для создания условных конструкций. В него помещаются операторы (зелёные блоки) или сенсорные блоки.

Управление ракетой

Научимся управлять ракетой, используя клавиши со стрелками:

  • Стрелка вверх: Перемещение ракеты вверх по оси Y (положительная координата Y).
  • Стрелка вниз: Перемещение ракеты вниз по оси Y (отрицательная координата Y).
  • Стрелка вправо: Перемещение ракеты вправо по оси X (положительная координата X).
  • Стрелка влево: Перемещение ракеты влево по оси X (отрицательная координата X).

Создание скрипта

  1. Найдём в библиотеке спрайтов ракету.
  2. Начнём скрипт с блока событий «Когда флаг нажат».
  3. Добавим условный оператор «если…то» из блока «Управление».
  4. Для каждой стрелки создадим отдельный блок «если…то»:
    • Если клавиша «Стрелка вверх» нажата: Изменить Y на 10.
    • Если клавиша «Стрелка вниз» нажата: Изменить Y на -10.
    • Если клавиша «Стрелка вправо» нажата: Изменить X на 10.
    • Если клавиша «Стрелка влево» нажата: Изменить X на -10.
  5. Обернём все блоки «если…то» в блок «повторять всегда» из блока «Управление».

Добавление динамических фонов и анимации

Для улучшения визуального эффекта добавим изменяющиеся фоны и анимацию ракеты. Для фонов:

  1. Выберем несколько космических фонов.
  2. В скрипте, начинающемся с «Когда флаг нажат», поместим блок «следующий фон» (блок «Внешний вид») в блок «повторять всегда» с задержкой 1 секунду.

Для анимации ракеты:

  1. В скрипте, начинающемся с «Когда флаг нажат», поместим блок «следующий костюм» (блок «Внешний вид») в блок «повторять всегда» с задержкой 1 секунду.

В результате создана простая программа, управляющая ракетой с помощью стрелок, с динамически изменяющимися фоном и костюмами ракеты, создающими эффект полёта.

Что будем искать? Например,программа