На выполнение задания 15.1 ОГЭ по информатике отводится примерно 45 минут. Задание оценивается в 2 балла. Выполняется либо задание 15.1 (создание и выполнение программы для конкретного исполнителя), либо 15.2 (программирование на универсальном языке, например, Паскаль). Выполнение обоих заданий не засчитывается.
Исполнитель «Робот»
В задании 15.1 используется исполнитель «Робот», перемещающийся по клеткам бесконечного поля. Робот имеет команды: вправо, влево, вверх, вниз, закрасить. Столкновение со стеной приводит к разрушению робота и потере баллов. Задача – написать алгоритм, закрашивающий определённые клетки на рисунке, не повреждая робота.
Выполнение задания
Задание можно выполнить в блокноте, но рекомендуется использовать среду выполнения «Кумир». Среда «Кумир» позволяет визуально отслеживать перемещение робота и закрашивание клеток. Рекомендуется использовать версию «Кумир стандарт».
Интерфейс «Кумира» состоит из двух областей: поле с клетками, на котором перемещается робот, и область для написания алгоритма. Нижняя область отображает ошибки.
Примеры заданий
Рассмотрим примеры задания 15.1. В каждом примере изменяется расположение стен и клеток для закрашивания, но алгоритм решения остаётся схожим.
Пример 1: Горизонтальная и вертикальная стены
На бесконечном поле расположены горизонтальная и вертикальная стены с одним проходом в каждой. Длина стен неизвестна. Робот находится над горизонтальной стеной, справа от её конца. Необходимо закрасить определённые клетки (рисунок предоставляется в задании).
Ключевой момент – неизвестная длина стен. Нельзя использовать фиксированное количество команд. Решение основано на цикле пока. Цикл проверяет наличие стены под роботом. Пока стена присутствует, робот закрашивает клетку и движется влево. После достижения прохода, цикл проверяет наличие стены слева. Пока стена отсутствует, робот движется вверх.
Для проверки алгоритма:
- Редактируйте обстановку в «Кумире», создав рисунок стен и клеток для закрашивания, установив начальное положение робота.
- Напишите алгоритм, используя команды пока, закрасить, влево, вверх, вправо, вниз.
- Запустите алгоритм и проверьте результат.
- Сохраните алгоритм в формате .kum.
Пример 2: Горизонтальная стена
На бесконечном поле расположена горизонтальная стена неизвестной длины. Робот находится сверху от стены, слева от её конца. Необходимо закрасить клетки через одну от стены.
Здесь также используется цикл пока, проверяющий наличие стены под роботом. Если стена присутствует, робот выполняет последовательность действий: вверх, закрасить, вниз, вправо.
Пример 3: Лестница
На бесконечном поле расположена лестница из ступеней высотой 1 клетка и шириной 2 клетки. Робот находится справа от верхней ступени. Необходимо закрасить определённые клетки на каждой ступени.
Алгоритм использует циклы пока, проверяющие наличие стены под роботом и слева от него. Робот обходит каждый угол ступени, закрашивая необходимые клетки.
Задание 15.1 ОГЭ по информатике требует понимания работы циклов и команд исполнителя «Робот». Ключевым моментом является умение создавать алгоритмы, работающие с неизвестной длиной стен. Практическое использование среды «Кумир» облегчает решение задачи и позволяет проверять правильность алгоритма. При возникновении трудностей рекомендуется обратиться за помощью к специалистам или использовать ресурсы для разбора заданий.