В 14 задании ОГЭ по информатике 2021 года проверяются навыки работы с электронными таблицами. Задание усложнилось по сравнению с 2018 и 2019 годами: добавился третий пункт, требующий построения диаграммы. Задание включает большую таблицу, и необходимо выполнить три действия, например, найти среднее значение, сумму или построить диаграмму.
Работа с электронными таблицами
Электронная таблица — это набор столбцов (обозначаются латинскими буквами) и строк (пронумерованы цифрами). На пересечении столбца и строки находится ячейка, в которую можно ввести значения (числа, текст и формулы). Каждая ячейка имеет адрес, состоящий из номера столбца и номера строки (например, E6). В ячейках можно выполнять различные операции. Решение 14 задания может осуществляться различными способами: вручную, с помощью фильтров или формул. Рекомендуется использовать формулы, так как это быстрее и точнее.
Формулы в электронных таблицах
Для решения 14 задания используются следующие формулы:
Формулы подсчета количества:
- СЧЁТ: считает количество числовых значений в заданном диапазоне.
- СЧЁТЕСЛИ: считает количество ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
- СЧЁТЕСЛИМН: считает количество ячеек, удовлетворяющих нескольким условиям.
Формулы подсчета суммы:
- СУММ: находит сумму числовых значений в заданном диапазоне.
- СУММЕСЛИ: находит сумму числовых значений, удовлетворяющих заданному условию.
- СУММЕСЛИМН: находит сумму числовых значений, удовлетворяющих нескольким условиям.
Формулы подсчета среднего значения:
- СРЗНАЧ: вычисляет среднее арифметическое значений в заданном диапазоне.
- СРЗНАЧЕСЛИ: вычисляет среднее арифметическое значений, удовлетворяющих заданному условию.
Логические формулы:
- ЕСЛИ: выполняет проверку условия и возвращает одно значение, если условие истинно, и другое — если ложно. Формулу можно растягивать на весь диапазон.
Изменение формата чисел
Для изменения количества знаков после запятой используется инструмент «Уменьшить разрядность» или «Увеличить разрядность» на вкладке «Главная». Важно учитывать требования задания к формату вывода ответа.
Решение примеров 14 задания
Рассмотрим решение примеров 14 задания.
Пример 1:
- Задание 1: Найти наибольшую сумму баллов по двум предметам среди учащихся из северного округа. Результат записать в ячейку J1. Используется формула ЕСЛИ для проверки округа, СУММ для суммирования баллов и МАКС для нахождения максимального значения.
- Задание 2: Вычислить, какой процент от общего числа участников составили ученики, получившие по физике больше 60 баллов. Ответ с точностью до двух знаков после запятой записать в ячейку D3. Используется формула СЧЁТЕСЛИ для подсчета количества учеников, удовлетворяющих условию, и формула для вычисления процентов. Результат округляется до двух знаков после запятой.
- Задание 3: Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов (западный, восточный, северный). Разместить диаграмму вблизи ячейки G6. Используются формулы СЧЁТЕСЛИ для подсчета количества учеников в каждом округе. Затем строится диаграмма на основе полученных данных.
Пример 2:
- Задание 1: Сколько учеников из южного округа выбрали английский язык в качестве любимого предмета? Ответ записать в ячейку H2. Используется формула СЧЁТЕСЛИМН для подсчета количества учеников, удовлетворяющих двум условиям.
- Задание 2: Какой средний тестовый балл у учеников юго-восточного округа? Ответ с точностью до двух знаков после запятой записать в ячейку … Используется формула СРЗНАЧЕСЛИ для вычисления среднего балла. Результат округляется до двух знаков после запятой.
- Задание 3: Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов (северный, восточный, южный). Разместить диаграмму вблизи ячейки G6. Используются формулы СЧЁТЕСЛИ для подсчета количества учеников в каждом округе. Затем строится диаграмма на основе полученных данных.
В 14 задании ОГЭ по информатике важно понимать принцип работы электронных таблиц и уметь использовать основные формулы для обработки данных и построения диаграмм. Практика решения подобных задач поможет успешно справиться с этим заданием на экзамене.