Задание 15 ОГЭ по информатике предлагает два варианта: 15.1 и 15.2. Вариант 15.1 рекомендуется, так как он доступен даже без знания языков программирования. Он предполагает создание алгоритма на школьном алгоритмическом языке с русской лексикой. Задание оценивается в два балла, время выполнения — 45 минут.
Использование Кумира
Для выполнения задания 15.1 обычно используется система программирования Кумир — бесплатное программное обеспечение для обучения информатике и программированию. Кумир работает на Windows, macOS и Linux.
Интерфейс Кумира
Интерфейс Кумира состоит из: заголовка (содержит название программы); главного меню (различные функции); панели инструментов (кнопки запуска программы (Shift+F9 или F9), включения поля вывода и др.); области программы (место для написания алгоритма); области сообщений (сообщения об ошибках и другая информация); области ввода-вывода (используется при ошибках); строки состояния (текущее состояние программы).
Для задания 15.1 используется исполнитель «Робот», перемещающийся по прямоугольному полю и закрашивающий клетки.
Команды исполнителя «Робот»
Исполнитель «Робот» имеет девять команд: движение вверх, вниз, вправо, влево (на одну клетку); закрасить текущую клетку; проверку свободного пути в четырёх направлениях (сверху, снизу, слева, справа).
Типы циклов
В алгоритмах для «Робота» часто используются: цикл с предусловием (нц пока … кц), повторяющий действия, пока условие истинно; цикл с параметром, повторяющий действия заданное число раз.
Примеры заданий и алгоритмов
Рассмотрим несколько примеров заданий 15.1 и алгоритмы их решения.
Задание 1: Закрашивание угловых клеток
Условие: Робот находится внутри прямоугольника на бесконечном поле. Необходимо закрасить верхние угловые клетки. Размер поля и расположение стен неизвестны.
Алгоритм:
использовать робот ц пока справа свободно вправо кц ц пока сверху свободно вверх кц закрасить ц пока слева свободно влево кц ц пока снизу свободно вниз кц закрасить
Задание 2: Закрашивание клеток выше и правее стен
Условие: На бесконечном поле расположены горизонтальная и вертикальная стены с проходами. Робот находится справа от вертикальной стены. Необходимо закрасить клетки выше горизонтальной и правее вертикальной стены.
Алгоритм: (Алгоритм требует уточнения.)
Задание 3: Закрашивание клеток вдоль стен
Условие: На бесконечном поле — прямоугольник со стенами, в одной из которых есть проход. Робот должен закрасить все клетки вдоль стен, кроме прохода.
Алгоритм: (Алгоритм сложный, требует внимательного изучения.)
Задание 4: Закрашивание «лесенки»
Условие: На бесконечном поле расположена «лесенка» из клеток. Робот должен закрасить клетки на каждой ступеньке.
Алгоритм:
использовать робот ц пока снизу свободно вниз кц нц пока не снизу свободно закрасить вверх вправо кц
Задание 5: Закрашивание углов прямоугольника
Условие: Робот находится в левом верхнем углу прямоугольника. Необходимо закрасить клетки в правом верхнем и левом нижнем углах.
Алгоритм: (Алгоритм требует уточнения.)
Задание 6: Закрашивание внутренних клеток
Условие: Робот находится внутри прямоугольника. Необходимо закрасить внутренние клетки вдоль левой вертикальной стены и клетки через одну вдоль верхней горизонтальной стены.
Алгоритм: (Алгоритм сложный, с использованием условных операторов.)
Данное руководство содержит базовые сведения для решения задания 15.1 ОГЭ по информатике. Успешная подготовка требует практического решения задач и анализа алгоритмов. Важно создавать универсальные алгоритмы, корректно работающие для разных размеров и конфигураций поля.