ОГЭ Информатика 2024: Разбор задания 15.1 (Кумир)

Задание 15 ОГЭ по информатике предлагает два варианта: 15.1 и 15.2. Вариант 15.1 рекомендуется, так как он доступен даже без знания языков программирования. Он предполагает создание алгоритма на школьном алгоритмическом языке с русской лексикой. Задание оценивается в два балла, время выполнения — 45 минут.

Использование Кумира

Для выполнения задания 15.1 обычно используется система программирования Кумир — бесплатное программное обеспечение для обучения информатике и программированию. Кумир работает на Windows, macOS и Linux.

Интерфейс Кумира

Интерфейс Кумира состоит из: заголовка (содержит название программы); главного меню (различные функции); панели инструментов (кнопки запуска программы (Shift+F9 или F9), включения поля вывода и др.); области программы (место для написания алгоритма); области сообщений (сообщения об ошибках и другая информация); области ввода-вывода (используется при ошибках); строки состояния (текущее состояние программы).

Для задания 15.1 используется исполнитель «Робот», перемещающийся по прямоугольному полю и закрашивающий клетки.

Команды исполнителя «Робот»

Исполнитель «Робот» имеет девять команд: движение вверх, вниз, вправо, влево (на одну клетку); закрасить текущую клетку; проверку свободного пути в четырёх направлениях (сверху, снизу, слева, справа).

Типы циклов

В алгоритмах для «Робота» часто используются: цикл с предусловием (нц пока … кц), повторяющий действия, пока условие истинно; цикл с параметром, повторяющий действия заданное число раз.

Примеры заданий и алгоритмов

Рассмотрим несколько примеров заданий 15.1 и алгоритмы их решения.

Задание 1: Закрашивание угловых клеток

Условие: Робот находится внутри прямоугольника на бесконечном поле. Необходимо закрасить верхние угловые клетки. Размер поля и расположение стен неизвестны.

Алгоритм:

использовать робот
ц пока справа свободно
  вправо
кц
ц пока сверху свободно
  вверх
кц
закрасить
ц пока слева свободно
  влево
кц
ц пока снизу свободно
  вниз
кц
закрасить

Задание 2: Закрашивание клеток выше и правее стен

Условие: На бесконечном поле расположены горизонтальная и вертикальная стены с проходами. Робот находится справа от вертикальной стены. Необходимо закрасить клетки выше горизонтальной и правее вертикальной стены.

Алгоритм: (Алгоритм требует уточнения.)

Задание 3: Закрашивание клеток вдоль стен

Условие: На бесконечном поле — прямоугольник со стенами, в одной из которых есть проход. Робот должен закрасить все клетки вдоль стен, кроме прохода.

Алгоритм: (Алгоритм сложный, требует внимательного изучения.)

Задание 4: Закрашивание «лесенки»

Условие: На бесконечном поле расположена «лесенка» из клеток. Робот должен закрасить клетки на каждой ступеньке.

Алгоритм:

использовать робот
ц пока снизу свободно
  вниз
кц
нц пока не снизу свободно
  закрасить
  вверх
  вправо
кц

Задание 5: Закрашивание углов прямоугольника

Условие: Робот находится в левом верхнем углу прямоугольника. Необходимо закрасить клетки в правом верхнем и левом нижнем углах.

Алгоритм: (Алгоритм требует уточнения.)

Задание 6: Закрашивание внутренних клеток

Условие: Робот находится внутри прямоугольника. Необходимо закрасить внутренние клетки вдоль левой вертикальной стены и клетки через одну вдоль верхней горизонтальной стены.

Алгоритм: (Алгоритм сложный, с использованием условных операторов.)

Данное руководство содержит базовые сведения для решения задания 15.1 ОГЭ по информатике. Успешная подготовка требует практического решения задач и анализа алгоритмов. Важно создавать универсальные алгоритмы, корректно работающие для разных размеров и конфигураций поля.

Что будем искать? Например,программа