Scrum за 8 минут: руководство по гибкой разработке

Scrum — одна из наиболее популярных методологий разработки программного обеспечения. Это каркас разработки, позволяющий эффективно решать возникающие проблемы и создавать продукты высокой ценности для клиента. Важно понимать, что Scrum не содержит ответов на все вопросы и инструкций для всех ситуаций. Например, Scrum Guide описывает необходимость оценки времени выполнения работы, но не указывает конкретный метод (например, Planning Poker).

Роли в Scrum

В Scrum три основные роли:

  • Product Owner (PO): Связующее звено между командой разработки и заказчиком. Задача PO — максимизировать ценность продукта и обеспечивать эффективную работу команды. Основной инструмент PO — Product Backlog, содержащий задачи (истории, баги, таски), упорядоченные по приоритету.
  • Scrum Master (SM): Служащий лидер (servant leader). Задача SM — помогать команде повышать эффективность, устраняя препятствия, способствуя обучению и мотивации, а также поддерживая Product Owner.
  • Development Team (команда разработки): Специалисты, непосредственно работающие над продуктом. Согласно Scrum Guide, команда должна быть:
    • Самоорганизующейся: никто, включая Scrum Master и Product Owner, не должен указывать команде, как преобразовывать Product Backlog в работающий продукт.
    • Многофункциональной: обладать всеми необходимыми навыками для выпуска готового продукта.
    • Ответственной: команда несёт ответственность за выполняемую работу.

Рекомендуемый размер команды: 7 ± 2 человека. Более крупные команды требуют больших затрат на коммуникации, а меньшие — повышают риски из-за возможного дефицита навыков и снижают производительность.

Процесс Scrum

Основа Scrum — спринт — итерация разработки продукта. В конце спринта должен быть готов работающий инкремент продукта. Спринт имеет фиксированную длительность (обычно 1-4 недели), одинаковую для всех спринтов проекта.

  • Sprint Planning: Оценка Product Backlog и формирование Sprint Backlog — списка задач на текущий спринт. Каждый спринт должен иметь чётко определённую цель.
  • Daily Scrum: Ежедневная встреча, на которой каждый участник команды отвечает на вопросы: «Что я сделал вчера?», «Что я планирую сделать сегодня?», «Какие препятствия я встречаю?». Цель — мониторинг состояния проекта, выявление проблем и принятие решений.
  • Sprint Review: Демонстрация результатов работы команды за спринт.
  • Sprint Retrospective: Анализ эффективности работы команды, выявление проблем и планирование улучшений на следующий спринт.

Типичные ошибки применения Scrum

Часто Scrum оказывается неэффективным. Основные причины:

  1. Неправильное или неполное применение Scrum: Scrum Guide подчёркивает необходимость полного и точного следования правилам из-за специфической организации процесса и отсутствия формального руководства.
  2. Недооценка мотивации команды: Самоорганизация и многофункциональность команды — ключевые принципы Scrum. Однако, не все сотрудники эффективно работают в Scrum без соответствующей поддержки Scrum Master и Product Owner.
  3. Несоответствие проекта идеологии Scrum: Scrum допускает изменение требований на любом этапе, что затрудняет его применение в проектах с фиксированной стоимостью (fixed cost). Scrum предполагает just-in-time планирование.

Достоинства и недостатки Scrum

Достоинства:

  • Клиентоориентированность и адаптивность: изменения требований возможны в любой момент.
  • Простота освоения и экономия времени.
  • Получение работающего продукта в конце каждого спринта.
  • Фокус на самоорганизующейся многофункциональной команде.

Недостатки:

  • Небольшое количество жёстких правил, что может приводить к конфликтам с интересами заказчика.
  • Отсутствие формального планирования коммуникаций и управления рисками.
  • Высокие затраты на подбор, мотивацию и обучение персонала для создания эффективной команды.

Scrum — эффективный инструмент, но его успешное применение требует понимания принципов и учёта потенциальных проблем. Успех зависит от правильного понимания и соблюдения правил, а также от создания мотивированной и самоорганизующейся команды.

Что будем искать? Например,программа