ОГЭ Информатика 2022: Разбор сложного задания 14 (Excel)

Задание 14 ОГЭ по информатике — одно из самых сложных, проверяющее умение обрабатывать большие массивы данных в электронной таблице. На его выполнение отводится 30 минут, и за него можно получить до трёх баллов. В качестве программного обеспечения чаще всего используется Microsoft Excel.

Работа с электронной таблицей в Excel

Электронная таблица состоит из столбцов (обозначаются латинскими буквами или их комбинациями) и строк (пронумерованы). На пересечении столбца и строки находится ячейка, в которой хранятся данные и выполняются вычисления. Вычисления производятся с помощью формул, включающих математические операции и функции.

Автозаполнение и формулы

Для удобства заполнения таблицы используется функция автозаполнения. Выделив несколько ячеек с определенной последовательностью, можно протянуть маркер автозаполнения (квадратик в правом нижнем углу выделенного блока) вниз, чтобы автоматически заполнить оставшиеся ячейки.

Любая формула в Excel начинается со знака равенства (=). Адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки (например, A1). После ввода формулы и нажатия Enter, результат вычислений отображается в ячейке. Автозаполнение формул работает аналогично автозаполнению чисел.

Построение диаграмм

Для построения диаграмм необходимо выделить диапазон ячеек с данными, перейти во вкладку «Вставка» и выбрать нужный тип диаграммы.

Основные функции Excel для решения задания 14

В Excel существует большое количество встроенных функций. Для решения задания 14 наиболее важны следующие:

  • СУММ: вычисляет сумму чисел в указанном диапазоне ячеек.
  • СРЗНАЧ: вычисляет среднее арифметическое чисел в указанном диапазоне ячеек.
  • СЧЁТ: подсчитывает количество ячеек с числовыми значениями в указанном диапазоне.
  • МИН: находит минимальное значение в указанном диапазоне.
  • МАКС: находит максимальное значение в указанном диапазоне.
  • ЕСЛИ: возвращает одно значение, если условие выполняется, и другое значение — если нет.
  • СЧЁТЕСЛИ: подсчитывает количество ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
  • СУММЕСЛИ: суммирует значения ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
  • СРЗНАЧЕСЛИ: вычисляет среднее арифметическое значений ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
  • СЧЁТЕСЛИМН: аналогично СЧЁТЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.
  • СУММЕСЛИМН: аналогично СУММЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.
  • СРЗНАЧЕСЛИМН: аналогично СРЗНАЧЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.

Примеры решения задания 14

В задании предлагается электронная таблица с результатами тестирования учащихся. Задача — ответить на три вопроса, используя функции Excel. Ответы необходимо вносить в указанные ячейки таблицы. Не рекомендуется использовать фильтры, так как это может привести к неточностям в расчетах.

Задание 1

Вопросы:

  1. Сколько учеников сдали экзамен по математике на 5 баллов и получили 2 балла по иностранному языку?
  2. Каков средний балл учеников 11 класса по русскому языку, исключая тех, кто не сдавал экзамен? Ответ округлить до двух знаков после запятой.
  3. Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экзамена из 5, 10 и 11 классов.

Решение:

  1. Используется функция СЧЁТЕСЛИМН для подсчета количества учеников, удовлетворяющих двум условиям.
  2. Используется функция СРЗНАЧЕСЛИМН для вычисления среднего балла, с учетом условия о классе и сдаче экзамена. Результат округляется до двух знаков после запятой с помощью инструментов форматирования ячейки.
  3. Создается вспомогательная таблица с количеством учеников каждого класса (с помощью функции СЧЁТЕСЛИ). Затем строится круговая диаграмма на основе этой таблицы.

Задание 2

Вопросы:

  1. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»?
  2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие меньше 70 баллов по физике? Ответ округлить до одного знака после запятой.
  3. Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов «Восточный», «Центральный» и «Южный».

Решение:

  1. Создается дополнительный столбец с суммой баллов по двум предметам только для учеников из округа «Центральный» (с помощью функции ЕСЛИ). Затем используется функция МИН для нахождения минимальной суммы.
  2. Используется функция СЧЁТЕСЛИ для подсчета учеников с баллами меньше 70 по физике. Пропорция вычисляется для определения процента. Результат округляется до одного знака после запятой.
  3. Создается вспомогательная таблица с количеством учеников каждого округа (с помощью функции СЧЁТЕСЛИ). Затем строится круговая диаграмма.

Успешное выполнение задания 14 ОГЭ по информатике требует знания основных функций Excel и умения применять их для решения задач обработки данных. Практическое решение заданий с использованием таблиц помогает закрепить полученные знания и подготовиться к экзамену.

Что будем искать? Например,программа