Задание 14 ОГЭ по информатике — одно из самых сложных, проверяющее умение обрабатывать большие массивы данных в электронной таблице. На его выполнение отводится 30 минут, и за него можно получить до трёх баллов. В качестве программного обеспечения чаще всего используется Microsoft Excel.
Работа с электронной таблицей в Excel
Электронная таблица состоит из столбцов (обозначаются латинскими буквами или их комбинациями) и строк (пронумерованы). На пересечении столбца и строки находится ячейка, в которой хранятся данные и выполняются вычисления. Вычисления производятся с помощью формул, включающих математические операции и функции.
Автозаполнение и формулы
Для удобства заполнения таблицы используется функция автозаполнения. Выделив несколько ячеек с определенной последовательностью, можно протянуть маркер автозаполнения (квадратик в правом нижнем углу выделенного блока) вниз, чтобы автоматически заполнить оставшиеся ячейки.
Любая формула в Excel начинается со знака равенства (=). Адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки (например, A1). После ввода формулы и нажатия Enter, результат вычислений отображается в ячейке. Автозаполнение формул работает аналогично автозаполнению чисел.
Построение диаграмм
Для построения диаграмм необходимо выделить диапазон ячеек с данными, перейти во вкладку «Вставка» и выбрать нужный тип диаграммы.
Основные функции Excel для решения задания 14
В Excel существует большое количество встроенных функций. Для решения задания 14 наиболее важны следующие:
- СУММ: вычисляет сумму чисел в указанном диапазоне ячеек.
- СРЗНАЧ: вычисляет среднее арифметическое чисел в указанном диапазоне ячеек.
- СЧЁТ: подсчитывает количество ячеек с числовыми значениями в указанном диапазоне.
- МИН: находит минимальное значение в указанном диапазоне.
- МАКС: находит максимальное значение в указанном диапазоне.
- ЕСЛИ: возвращает одно значение, если условие выполняется, и другое значение — если нет.
- СЧЁТЕСЛИ: подсчитывает количество ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
- СУММЕСЛИ: суммирует значения ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
- СРЗНАЧЕСЛИ: вычисляет среднее арифметическое значений ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
- СЧЁТЕСЛИМН: аналогично СЧЁТЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.
- СУММЕСЛИМН: аналогично СУММЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.
- СРЗНАЧЕСЛИМН: аналогично СРЗНАЧЕСЛИ, но позволяет задать несколько условий.
Примеры решения задания 14
В задании предлагается электронная таблица с результатами тестирования учащихся. Задача — ответить на три вопроса, используя функции Excel. Ответы необходимо вносить в указанные ячейки таблицы. Не рекомендуется использовать фильтры, так как это может привести к неточностям в расчетах.
Задание 1
Вопросы:
- Сколько учеников сдали экзамен по математике на 5 баллов и получили 2 балла по иностранному языку?
- Каков средний балл учеников 11 класса по русскому языку, исключая тех, кто не сдавал экзамен? Ответ округлить до двух знаков после запятой.
- Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экзамена из 5, 10 и 11 классов.
Решение:
- Используется функция СЧЁТЕСЛИМН для подсчета количества учеников, удовлетворяющих двум условиям.
- Используется функция СРЗНАЧЕСЛИМН для вычисления среднего балла, с учетом условия о классе и сдаче экзамена. Результат округляется до двух знаков после запятой с помощью инструментов форматирования ячейки.
- Создается вспомогательная таблица с количеством учеников каждого класса (с помощью функции СЧЁТЕСЛИ). Затем строится круговая диаграмма на основе этой таблицы.
Задание 2
Вопросы:
- Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»?
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие меньше 70 баллов по физике? Ответ округлить до одного знака после запятой.
- Построить круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов «Восточный», «Центральный» и «Южный».
Решение:
- Создается дополнительный столбец с суммой баллов по двум предметам только для учеников из округа «Центральный» (с помощью функции ЕСЛИ). Затем используется функция МИН для нахождения минимальной суммы.
- Используется функция СЧЁТЕСЛИ для подсчета учеников с баллами меньше 70 по физике. Пропорция вычисляется для определения процента. Результат округляется до одного знака после запятой.
- Создается вспомогательная таблица с количеством учеников каждого округа (с помощью функции СЧЁТЕСЛИ). Затем строится круговая диаграмма.
Успешное выполнение задания 14 ОГЭ по информатике требует знания основных функций Excel и умения применять их для решения задач обработки данных. Практическое решение заданий с использованием таблиц помогает закрепить полученные знания и подготовиться к экзамену.