Задание 15 ОГЭ по информатике предлагается на выбор в двух вариантах: 15.1 (выполнение алгоритма в среде Кумир) и 15.2 (написание программы на языке программирования). Разберём задание 15.1.
Кумир: среда программирования
Кумир (Комплект Учебных МИРов) — это среда программирования на алгоритмическом языке. В Кумире есть два исполнителя: чертежник и робот. В ОГЭ по информатике используется только исполнитель «робот». Рабочая область Кумира представляет собой поле из маленьких квадратиков, где робот может перемещаться (вправо, влево, вверх, вниз) и закрашивать клетки. Столкновение робота со стеной приводит к ошибке и завершению алгоритма.
Разбор задания
Условие задачи: На бесконечном поле расположены горизонтальные и вертикальные стены. Один конец горизонтальной стены соединен с верхним концом вертикальной стены. Длина стен неизвестна. Между стенами есть ровно один проход, точное местоположение и ширина которого также неизвестны. Робот находится в клетке непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца. Необходимо написать алгоритм для робота, который закрашивает все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот не должен разрушиться. Алгоритм должен работать для любого допустимого расположения стен и любого размера прохода.
Решение: Алгоритм можно написать в текстовом редакторе, но проще использовать среду Кумир для проверки его работы.
Работа в Кумире
- Создаём новую обстановку (меню «Робот» -> «Новая обстановка»). Устанавливаем размеры поля, например, 12×12.
- Рисуем стены левой кнопкой мыши, повторяя рисунок из условия задачи.
- Размещаем робота в начальной позиции (зажав левую кнопку мыши, переносим робота в нужную клетку).
- Сохраняем обстановку.
Алгоритм в Кумире
Подключаем исполнителя «робот» (меню «Вставка» -> «Использовать» -> «Робот»).
Алгоритм будет состоять из вложенных циклов пока. Нельзя использовать простую последовательность команд «вправо, закрасить», так как расположение стен и прохода неизвестно. Алгоритм должен быть универсальным.
Логика алгоритма:
- Цикл 1: пока сверху не стена — двигаемся вправо.
- Цикл 2: пока справа стена — двигаемся вниз и закрашиваем.
- Цикл 3: пока справа не стена — двигаемся вверх.
- Цикл 4: пока справа стена — двигаемся вниз и закрашиваем.
Каждый блок проверяется на наличие стены во избежание столкновения. Используются команды «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «закрасить».
(В данном тексте нет подробного кода Кумира, только описание логики.)
После написания алгоритма, запускаем его (кнопка «Play»). Результат должен соответствовать условию задачи.
Пример
Приведён ещё один пример задачи с другим расположением стен и робота. Процесс решения аналогичен: создание обстановки, размещение стен и робота, написание алгоритма с использованием вложенных циклов пока.
Задание 15.1 ОГЭ по информатике предполагает написание алгоритма для робота в среде Кумир. Ключевой момент — использование циклов пока для обработки различных расположений стен и прохода. Среда Кумир позволяет легко создавать и проверять алгоритмы, упрощая решение задачи. Необходимо помнить о сохранении программы.