Почему ты не станешь программистом? Типичные ошибки новичков

Многие начинающие программисты сталкиваются с пренебрежительным отношением: «Тебе никогда не стать айтишником». Однако многие, несмотря на ошибки, достигли успеха. Данный текст описывает распространенные ошибки новичков, препятствующие становлению джуниорами, а затем и senior-разработчиками.

Ошибки на начальном этапе обучения

Начальный этап обучения часто сопровождается серьезными ошибками. Многие застревают на туториалах, не переходя к самостоятельному написанию кода. Простое копирование кода из гайдов превращает процесс в «слепку» чужих рисунков, не способствуя развитию навыков.

Основные ошибки:

  • Небрежное именование переменных: использование неинформативных обозначений (A1, B, переменная и т.д.) затрудняет понимание кода. С первых уроков необходимо использовать понятные и описательные имена переменных.
  • Использование неэффективных методов: применение методов, не оптимизированных для производительности (например, Update и GetComponent в Unity без должного понимания последствий). Важно изучать влияние методов на производительность с самого начала. Например, метод Find лучше использовать ограниченно, а вместо многократного вызова GetComponent — хранить ссылки на объекты.
  • Избегание изучения новых команд: нежелание изучать команды и параметры, которые кажутся ненужными на данном этапе. Изучение всего синтаксиса языка сразу — нецелесообразно, но знание большего количества команд облегчает решение новых задач и снижает зависимость от метода «тыка».
  • Недостаточное планирование обучения: отсутствие плана обучения затрудняет прогресс. Необходимо составить план, учитывающий рынок вакансий и востребованные навыки.
  • Непубликация результатов: нежелание показывать свои работы. Публикация ранних версий проектов на форумах, в сообществах и т.д. позволяет получать обратную связь и советы. Это также помогает преодолеть синдром самозванца.
  • Скачки между языками программирования: частая смена языков программирования из-за трудностей. При отсутствии объективных причин, не стоит менять язык, так как это мешает накоплению опыта.
  • Начинать с визуального программирования: изучение визуального программирования без предварительного освоения основ традиционного программирования. Визуальное программирование — полезный инструмент, но не следует начинать с него.

Ошибки в командной работе и на последующих этапах карьеры

Работа в команде и последующие этапы карьеры вносят новые сложности. Многие джуниоры боятся просить помощи, пытаются скрыть ошибки или не умеют взаимодействовать с коллегами. На более высоких уровнях карьеры ошибки становятся сложнее и потенциально опаснее.

Основные ошибки:

  • Боязнь просить помощи: страх показаться некомпетентным. Важно помнить, что в команде нормально чего-то не знать и обращаться за помощью.
  • Скрытие ошибок: попытки скрыть ошибки от коллег. Скрытые ошибки могут привести к серьезным проблемам.
  • Неправильное планирование времени: нереалистичные сроки выполнения задач. Необходимо разбивать задачи на подзадачи и оценивать время, необходимое для каждой.
  • Избыточное комментирование кода: если код требует комментирования, его лучше упростить.
  • Неправильная работа с репозиториями: неправильное сохранение изменений, добавление лишних файлов или пропуск необходимых.
  • Неуточнение деталей задачи: начать работу, не разобравшись в деталях задачи.
  • Прекращение самообразования: нежелание углублять знания в программировании. Необходимо постоянно учиться, изучать новые технологии и подходы.
  • Неправильное использование паттернов проектирования: неумение применять паттерны проектирования, приводящее к усложнению кода.
  • Оптимизация на ранних этапах: попытка оптимизировать код на ранних стадиях разработки. На начальном этапе важнее правильная работа кода, а не его идеальная оптимизация.
  • Отказ от side-projects: прекращение работы над собственными проектами. Side-projects помогают оттачивать навыки и демонстрировать свои умения.
  • Нежелание изучать новые языки: ограничение себя одним языком программирования. Знание нескольких языков программирования является преимуществом.
  • Перенесение привычек с одного языка на другой: применение кодинговых привычек из старого языка в новом. Необходимо изучать особенности нового языка.
  • Самоуверенность (Middle): чрезмерная уверенность в своих силах, приводящая к невнимательности и пропускам ошибок. Необходимо регулярно тестировать код.
  • Изменение чужого кода без необходимости (Middle): переписывание работающего кода без веских причин.
  • Игнорирование технического долга (Middle): нежелание исправлять устаревший или неэффективный код.
  • Зацикленность на документации (Middle): сосредоточение на документации в ущерб разработке MVP.
  • Узкая специализация (Middle): сосредоточение на одной области, что препятствует развитию.
  • Отсутствие исследовательских навыков (Senior): нежелание изучать новые технологии и подходы.
  • Боязнь ошибок (Senior): страх совершать ошибки, что мешает развитию.

Заключение:

Успех в программировании зависит не только от знаний, но и от умения учиться, работать в команде, анализировать ошибки и постоянно развиваться. Необходимо избегать описанных выше ошибок, постоянно учиться и совершенствовать свои навыки.

Что будем искать? Например,программа