Blender для новичков: осваиваем интерфейс

Первое знакомство с интерфейсом

При первом запуске Blender интерфейс может показаться сложным из-за множества окон, вкладок и настроек. Однако, основные элементы достаточно просты. При создании проекта автоматически появляются три объекта:

  • Куб: Базовый трёхмерный объект для взаимодействия. Его можно удалять, трансформировать, добавлять грани и т.д. (подробнее о трансформации – в следующих уроках).
  • Источник света: Необходим для освещения сцены при рендеринге. Без источника света объекты будут чёрными.
  • Камера: Определяет, что будет отображаться на итоговом изображении (рендере). Нажатие соответствующей кнопки позволяет увидеть, что видит камера. Рендер покажет куб на тёмном фоне без сетки.

Основное рабочее окно содержит инструменты для редактирования объектов.

Окно «Collection» и иерархия объектов

Окно «Collection» отображает иерархию объектов в проекте. В нём видно расположение каждого объекта, а также можно:

  • Выбирать любой объект.
  • Скрывать объекты (без удаления).
  • Отслеживать дополнительные компоненты объектов (например, материалы). Редактирование этих компонентов также происходит через это окно.

Окно свойств

Под окном «Collection» расположено окно свойств. Его содержимое меняется в зависимости от выбранного объекта:

  • Источник света: Настройка цвета, интенсивности и других характеристик.
  • Камера: Изменение параметров камеры.
  • Трёхмерные объекты (например, куб): Редактирование материала, добавление физических свойств (для анимации).

Это окно позволяет редактировать параметры каждого объекта. Подробное изучение свойств будем проводить по мере необходимости.

Таймлайн (анимация)

В нижней части программы находится таймлайн, который используется для создания анимации (подробно – в отдельном уроке).

Основное окно и инструменты навигации

Основное окно – место для редактирования объектов. В правом верхнем углу находятся инструменты навигации:

  1. Лупа (Zoom): Приближение и отдаление от точки обзора.
  2. Перемещение (View Navigation): Перемещение по сцене.
  3. Просмотр от лица камеры: Переключение на вид из камеры.
  4. Режим отображения: Переключение между перспективным (3D) и ортогональным (2D) режимами отображения. Для трёхмерного моделирования рекомендуется использовать перспективный вид.

Gizmo: Быстрый способ изменить угол обзора по осям X, Y или Z.

Для эффективной работы в Blender рекомендуется использовать стандартную мышь с колесом прокрутки. Колесо прокрутки используется для приближения/отдаления, а зажатое колесо прокрутки вместе с клавишей Shift – для перемещения.

Выбор объектов и инструментов моделирования

Для выбора объектов:

  • Щелчок мышью – выбор одного объекта.
  • Shift + щелчок – добавление к текущему выбору.
  • Ctrl + щелчок – выбор отдельных объектов.
  • Инструмент Select Box – выделение области.

Режимы выбора: добавление, удаление, инверсия, выбор только новых элементов.

Инструменты моделирования:

  1. Select Box: Создание области выделения.
  2. Курсор: Установка курсора в указанную точку для создания новых объектов.
  3. Перемещение (Grab): Перемещение объектов.
  4. Вращение (Rotate): Вращение объектов.
  5. Масштабирование (Scale): Изменение размеров объектов.
  6. Трансформация (Transform): Сочетает в себе перемещение, вращение и масштабирование.
  7. Заметки: Добавление заметок (не отображаются при рендеринге).
  8. Измерение дистанции: Измерение расстояния между точками.
  9. Добавление объектов: Добавление новых объектов (например, кубов) путем рисования.

Удаление объектов: выбор объекта, нажатие X и подтверждение.

Режимы редактирования и меню

В верхней части находится панель с режимами редактирования:

  • Object Mode: Стандартный режим редактирования.
  • Edit Mode: Режим для более точного редактирования (будет рассмотрен позже).
  • Sculpt Mode: Режим скульптинга (будет рассмотрен позже).

Меню содержит:

  • Viewpoint: Изменение точки обзора (аналогично Gizmo).
  • Select: Инструмент Select Box.
  • Add: Добавление новых объектов (кубы, сферы, цилиндры и др.).
  • Object: Трансформации объектов.

Рекомендуется изучать горячие клавиши для ускорения работы. При наведении на инструменты отображаются соответствующие горячие клавиши.

Сохранение проекта

Сохранение проекта: File > Save или Ctrl + S (Cmd + S на macOS).

В этом уроке мы ознакомились с основными элементами интерфейса Blender. В последующих уроках будем изучать более сложные концепции.

Что будем искать? Например,программа