Blender 3D: Трансформация и создание объектов — урок

Урок посвящен трансформации и созданию объектов в Blender. Научимся перемещать, вращать, изменять размер объектов и работать с их свойствами. Помимо стандартного куба, создадим и другие объекты, применяя к ним те же операции.

Панель свойств и инструменты трансформации

Для управления свойствами объекта используется панель свойств. Вкладка «Transform» позволяет контролировать положение (по осям X, Y, Z), вращение (по осям X, Y, Z) и масштаб (по осям X, Y, Z) объекта. Эти манипуляции выполняются через панель свойств или инструменты на боковой панели:

  • Перемещение
  • Вращение
  • Масштабирование
  • Многофункциональный инструмент (объединяет предыдущие три).

Некоторые инструменты имеют дополнительное меню (символ треугольника внизу). Зажав инструмент, можно выбрать дополнительные настройки, например, Scale Cage для более точного масштабирования отдельных сторон объекта.

Горячие клавиши

Для быстрого доступа к инструментам трансформации используйте горячие клавиши:

  • G: Перемещение
  • R: Вращение
  • S: Масштабирование

Добавление объектов

Объекты добавляются через меню (Shift+A) или меню добавления объектов в верхней части экрана. Рассмотрим некоторые типы объектов:

  • Mesh: Простые геометрические фигуры: Плоскость (Plane), Куб (Cube), Круг (Circle), Сфера (Sphere), Сфера из треугольников (UVSphere), Цилиндр (Cylinder), Тор (Torus), Сетка (Grid), Модель обезьянки (Monkey). При добавлении многих объектов, например круга, открывается меню настройки параметров (количество вершин, тип заливки и т.д.), исчезающее после создания объекта.

Для добавления объектов в определенном месте, переместите курсор в нужную точку и добавьте объект.

Системы координат

Объекты имеют глобальные и локальные координаты.

  • Глобальные координаты: Трансформация относительно мировой системы координат (оси X, Y, Z сцены). Стрелки координат остаются неизменными при вращении объекта.
  • Локальные координаты: Трансформация относительно собственных осей объекта. Стрелки координат меняются при вращении объекта, отражая его текущую ориентацию.

Родительские объекты

Один объект может быть родителем для другого, создавая иерархию. Для задания родителя:

  1. Выберите дочерний объект.
  2. В панели свойств, вкладка «Object», раздел «Relations», используйте инструмент пипетки, чтобы выбрать родительский объект.

Трансформация родительского объекта (перемещение, вращение, масштабирование) будет применяться и к дочерним объектам. Дочерние объекты можно трансформировать независимо. Для удаления родительской связи, удалите запись в поле Parent. Для одновременного удаления родительского и дочернего объектов выделите их и нажмите X.

Создание простой 3D модели (табуретка)

Создадим простую табуретку из нескольких кубов, используя инструменты трансформации и наследование:

  1. Создайте куб для сиденья, уменьшите его высоту и настройте пропорции.
  2. Создайте несколько меньших кубов для ножек.
  3. Используйте инструменты трансформации для позиционирования ножек.
  4. Продублируйте ножки (Ctrl+C, Ctrl+V).
  5. Создайте пустой объект (Empty) и назначьте его родителем для всех частей табуретки, чтобы управлять ими как одним объектом.

Этот способ создания модели не самый эффективный, но демонстрирует базовые принципы. В следующем уроке изучим режим Edit Mode для более гибкого редактирования объектов.

Изучены основные методы трансформации объектов и добавления различных геометрических фигур. Рассмотрены глобальные и локальные координаты, а также работа с родительскими объектами. В следующем уроке продолжим работу с Blender, изучив режим редактирования.

Что будем искать? Например,программа